Войны и конфликты

Битва в Южной Атлантике (1)

В 1982 г. в ходе конфликта с Аргентиной Великобритания отстояла свои права на Фолклендские (Мальвинские) острова
Англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, несмотря на его сравнительно ограниченный локальный характер, вызвал в начале 1980-х гг. широкий международный резонанс. Военно-политические аспекты конфликта в то время многократно рассматривались в Совете Безопасности ООН, в Организации американских государств (ОАГ), на заседаниях в органах НАТО и ЕЭС. Они оказали серьезное влияние на взаимоотношения большинства стран Латинской Америки с Западом. Конфликт также привлек внимание военных специалистов рядом существенных особенностей, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня.

Война возникла между двумя государствами, расположенными друг от друга на значительном расстоянии (около 13 тыс. км), отличавшимися по своей военно-политической ориентации (Великобритания – ведущий член блока НАТО, Аргентина – участник движения неприсоединения), военной и экономической мощи.

ПРЕДИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Регион Южной Атлантики включает в себя акваторию Атлантического океана к югу от тропика Рака (Северный тропик) и страны, расположенные на побережье Американского и Африканского континентов. Он рассматривается как стратегически важный район мира, расширение военного присутствия в котором открывает широкие возможности для обеспечения доступа к сырьевым ресурсам стран региона, установления контроля над акваториями и морскими коммуникациями Южной Атлантики и юго-восточной части Тихого океана.

Страны региона поставляют в США и Западную Европу основную часть таких важных видов стратегического сырья, как уран, хром, кобальт, промышленные алмазы, марганец, металлы платиновой группы, ванадий и др. Так, в 1981 г. доля импорта сырьевых материалов из стран Латинской Америки в годовом потреблении США составила: ниобия – 65,2%, стронция – 92,8%, бокситов – 68%, графита, бериллия и плавикового шпата – 65%, серебра – 57,7% вольфрама – 33,3%.

Южная Африка располагает более 90% разведанных запасов хрома и платины, крупными месторождениями урановых руд, является основным поставщиком алмазов. ЮАР в начале 1980-х гг. на 45% удовлетворяла промышленные потребности США в платине. Нигерия в тот же период поставляла около 17% нефти, импортируемой США.

Особое значение придавалось морским коммуникациям Южной Атлантики. На рубеже 1970-1980-х гг. по морским путям этого региона перевозилось около половины импортируемой США сырой нефти и две трети нефти, импортируемой Западной Европой, от 20 до 85% различных полезных ископаемых стратегического назначения, поступающих в США из Южной Африки. В связи с ростом числа крупнотоннажных танкеров, которые не могли проходить через Суэцкий и Панамский каналы, продолжало возрастать значение пути вокруг мыса Доброй Надежды. В начале 1980-х гг. вокруг мыса Доброй Надежды ежегодно проходило более 25 тыс. кораблей и судов.

Нарушение коммуникаций в Южной Атлантике поставило бы под угрозу перевозки необходимых США и их европейским союзникам материалов и в случае войны резко ограничило бы американские возможности по переброске войск, боевой техники и вооружения, а также средств МТО на Европейский театр войны.

Поэтому стратегическое значение Фолклендов как опорного пункта в Южной Атлантике оценивалось весьма велико. Острова представляют собой архипелаг материкового происхождения в юго-западной части Атлантического океана. Архипелаг состоит из двух крупных (о. Соледад, или Восточный Фолкленд, и о.Гран-Мальвина, или Западный Фолкленд) и около 200 мелких островов. Общая площадь – 12 тыс. кв. км. Население (1981 г.) – 2 тыс. чел. (главным образом англичане и шотландцы). Официальный язык – английский. Денежная единица – английский фунт. Господствующая религия – протестантская. Административный центр – Порт-Стэнли (1100 жителей).

Здесь (все данные – на 1981 г.) построен аэродром Стэнли с капитальной ВПП длиной 1250 м (о. Восточный Фолкленд). В 3,5 км от аэродрома установлена радионавигационная система VOR. Морской порт также расположен на о. Восточный Фолкленд. Длина причальной линии – 400 м. Максимальные глубины у причалов – 7,2 м. Минимальная глубина фарватера – 7,6 м. Территория акватории порта – 1800x1300 м.

Берега Фолклендских островов скалистые, сильно изрезаны длинными и глубокими заливами (фьордами). Поверхность островов равнинная, пересеченная скалистыми грядами высотой до 300 м. Высшая точка – гора Асборн (705 м). Климат холодный, океанический, средняя температура января +9,6°, июля +2,5°. Характерны сильные западные ветры. Осадков – около 600 мм в год. Растительность на возвышенностях – каменисто-лишайниковая тундра. В низинах, защищенных от сильных ветров, преобладают заросли кустарников (береза, ива) и многолетних трав. На островах много торфяных болот. В 1970-х гг. на шельфе Фолклендских островов открыты нефтяные месторождения.


Oстров Южная Георгия
Фото: NASA

Фолклендские острова с 1833 г. являются колонией Великобритании. До начала конфликта управлялась английским губернатором, при котором (данные на 1981 г.) имеются Исполнительный совет (6 членов) и Законодательный совет (8 членов).

Основной отраслью экономики островов является мясошерстное овцеводство (св. 639 тыс. овец в 1979 г.). Население островов занимается также промыслом морского зверя (киты, тюлени) и рыболовством. Острова используются в качестве базы для китобойных флотилий, действующих в Антарктике. Из сельскохозяйственных культур возделывают овес. Внешняя торговля почти полностью ориентируется на Великобританию. Экспортируется шерсть, шкуры, мясо, китовый и тюлений жир. Импортируются потребительские товары, машины и транспортное оборудование, топливо и смазочные масла, продовольствие.

Фолклендские острова с давних времен являются объектом территориального спора между Великобританией и Аргентиной.

Согласно позиции Великобритании, острова были открыты в 1592 г. английским капитаном Дейвисом. В 1764 г. они стали французской колонией. Три года спустя на них было создано английское поселение и после небольшого периода, когда они принадлежали Испании, вновь с 3 января 1833 г. перешли к англичанам.

По мнению аргентинского правительства, Фолклендские острова были открыты испанцем Э. Гомесом в 1520 г. и были названы Мальвинскими островами. До 1820 г. являлись колонией Испании, а после провозглашения независимости Аргентины острова стали частью ее территории.

Вопрос о принадлежности островов неоднократно рассматривался на ряде сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В 1965 г. была принята резолюция 2065, признающая наличие между Великобританией и Аргентиной спора о суверенитете над Фолклендскими островами. В соответствии с резолюцией начались англо-аргентинские двусторонние переговоры с целью разрешения спора между двумя странами.

Первые встречи представителей Великобритании и Аргентины состоялись в июле 1970 г. в Лондоне. Затем они были продолжены в июле 1971 г. в Буэнос-Айресе. Результатом переговоров явилось подписание в августе 1971 г. соглашения, предусматривающего отмену ограничений в области коммуникаций между Аргентиной и Фолклендскими островами. Свобода передвижения распространялась на население Аргентины и Фолклендских островов, а также на грузовые и почтовые отправления.

Третья встреча происходила в ноябре 1972 г. в Порт-Стэнли. В результате переговоров Аргентина получила фактический контроль над оформлением всех документов на въезд и выезд с островов. Транспортная служба аргентинских ВВС стала осуществлять еженедельные рейсы на острова. Министерство национальной обороны получило на островах заправочный пункт и нефтехранилище.

В августе 1973 г. правительство Великобритании в одностороннем порядке прервало переговоры с Аргентиной, а в 1975 г. направило на Фолклендские острова специальную комиссию во главе с лордом Шеклтоном. Цель ее заключалась в том, чтобы определить мнение жителей относительно своей национальной принадлежности и изучить перспективы экономического развития островов.

Комиссия прибыла на острова на корабле ВМС Великобритании, минуя аргентинские контрольные пункты. Это обстоятельство вызвало недовольство правительства Аргентины, которое немедленно отозвало своего посла из Лондона и потребовало отзыва английского посла из Буэнос-Айреса. С 1976 г. дипломатические отношения между двумя странами находились на самом низком уровне. В начале 1982 г. происходило новое обострение англо-аргентинских отношений, которое привело к конфликту. Формальным поводом явилась высадка группы аргентинских рабочих на о. Ю. Георгия и подъем на острове аргентинского флага. 2 апреля 1982 г. Аргентина разорвала дипломатические отношения с Великобританией.

В начале 1970-х гг. территориальная проблема между двумя государствами была близка к разрешению, однако зашла в тупик после появления сведений о возможном наличии на островах крупных запасов нефти. Острова стали не просто спорной территорией, а объектом борьбы двух стран за новый источник стратегического сырья.

ПОЗИЦИЯ США

Будучи связанной договорными обязательствами о взаимной помощи с Аргентиной и Великобританией (соответственно в рамках ОАГ и НАТО), администрация США с момента возникновения кризисной ситуации оказалась в сложном положении, что и предопределило на первом этапе кризиса посредническую роль США в попытках урегулирования конфликта мирным путем.

Выступая в роли посредника, американское руководство имело главной своей целью взять инициативу по разрешению конфликта в свои руки с тем, чтобы держать под контролем развитие событий в Южной Атлантике. Вместе с тем США стремились не допустить перерастания англо-аргентинского конфликта в конфликт между Латинской Америкой и Западной Европой и тем самым продемонстрировать миру свою способность эффективно решать любые международные проблемы.

В практическом плане посредническая роль США выражалась в деятельности американской дипломатии в ООН и ОАГ, направленной на претворение в жизнь Резолюции Совета Безопасности № 502 от 3.4.82 г. и ведении переговоров государственным секретарем А. Хейгом с руководством Аргентины и Великобритании. При этом в ОАГ США стремились нейтрализовать проявление солидарности с Аргентиной латиноамериканских стран и не допустить использования ими механизма межамериканского Договора о взаимной помощи 1947 г. («Пакт Рио-де-Жанейро»).

Суть американских предложений по урегулированию англо-аргентинского конфликта, с которыми А. Хейг выступил в ходе первого (5-8.4.82) и второго (18-19.4.82) туров переговоров с руководством Аргентины и Великобритании, заключалась в том, чтобы вывести аргентинские войска с захваченных островов и под любым предлогом восстановить господство Великобритании на Фолклендских (Мальвинских) островах.

В частности, на первом этапе переговоров в качестве основы для компромисса сторон предлагался т.н. «гонконгский вариант» длительной аренды островов (на 25 лет) с участием США в качестве гаранта выполнения условий соглашения. Административное управление островами на этот срок предусматривалось передать Великобритании. В ходе второго тура переговоров США внесли предложения, которые включали: вывод аргентинских войск с островов; возвращение ВМС Великобритании на свои базы; создание на архипелаге трехсторонней администрации с участием представителей Великобритании, США и Аргентины с последующим проведением переговоров о статусе островов.

Столкнувшись с твердой позицией президента Аргентины Л. Гальтиери, который отверг предложения США как не обеспечивающие аргентинский суверенитет над островами, 30.4.82 на заседании Совета Национальной Безопасности (СНБ) президент Рейган принял решение о введении военно-экономических санкций в отношении Аргентины и оказании военной помощи Великобритании.

С момента официального перехода Вашингтона на сторону Великобритании основные усилия США были направлены на оказание правительству М.Тэтчер военной и военно-экономической помощи, получение поддержки со стороны других европейских союзников курса на разрешение англо-аргентинского конфликта военным путем. Одновременно США приступили к проведению подрывных акций по дестабилизации аргентинского правительства Л.Гальтиери с целью его смещения и замены более удобным руководством, о чем и было заявлено президентом США Рональдом Рейганом на весенней сессии Совета НАТО в Бонне на уровне глав правительств.

Военная помощь Соединенных Штатов осуществлялась путем предоставления английскому экспедиционному корпусу американской военной базы на о. Вознесения; поставок отдельных видов вооружения и боевой техники (в том числе ракет класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер», зенитных ракетных комплексов «Хок», самолетов-заправщиков KC-I35 и др.); обеспечения группировки Великобритании средствами МТО, разведданными о ВС Аргентины в зоне конфликта, а также средствами связи и управления.

Слежение за развитием военной обстановки в районе боевых действий обеспечивала кризисная группа Белого дома во главе с вице-президентом Соединенных Штатов Дж. Бушем (старшим).

Оказывая активную военную помощь Великобритании, США одновременно вели переговоры с Тэтчер по вопросу обеспечения взаимных интересов на островах после одержания победы над Аргентиной. В частности, в ходе переговоров Рейгана с премьер-министром Великобритании в Лондоне (7-8.6.82) рассматривался вопрос о создании на Фолклендских (Мальвинских) островах многонациональных вооруженных сил в составе контингентов ВС США, Великобритании, Бразилии и Ямайки.

В целом усилия Соединенных Штатов, направленные на оказание всесторонней политической поддержки и военной помощи Великобритании, а также нейтрализация солидарности и активности латиноамериканских стран привели к поражению Аргентины в конфликте и последовавшей (сразу же вслед за этим) отставке президента Гальтиери.

Несмотря на некоторые политические издержки в плане ослабления межамериканских отношений, США сумели в тот период сохранить свои позиции в Латинской Америке.

ПОЗИЦИЯ НАТО

В ходе конфликта политика правительства Великобритании получила полную поддержку блока НАТО, стран ЕЭС и других государств Запада. Это обеспечило кабинету Маргарет Тэтчер возможность постоянно наращивать экономическое и военное давление на Аргентину.

С первых дней обострения военно-политической обстановки в Южной Атлантике и до окончания боевых действий на Фолклендских островах военные планы и практические мероприятия Великобритании согласовывались с руководством Североатлантического союза. В этот период состоялось три специальных заседания постоянного Совета НАТО (2.4, 14-15.4, 23.5.1982 г.), которые были посвящены обсуждению вопросов, связанных с англо-аргентинским конфликтом. Постоянные представители стран – участниц блока НАТО полностью одобрили практические мероприятия военного руководства Великобритании.

Курс Великобритании на военную конфронтацию с Аргентиной получил одобрение Военного комитета НАТО на уровне начальников генеральных штабов, Комитета военного планирования с участием министров обороны, сессий Совета НАТО на уровне министров иностранных дел, а также глав государств и правительств стран блока в Бонне (10 июня 1982 г.).

Комитет военного планирования НАТО принял декларацию в поддержку позиции Великобритании и призвал страны блока активно проводить согласованные действия против Аргентины. Значительное влияние на исход конфликта оказала поддержка Великобритании странами Запада в экономической области, в первую очередь по линии стран ЕЭС. В деятельности стран ЕЭС в период конфликта прослеживается два этапа.

На первом, продолжавшемся с начала конфликта и до решения о введении экономических санкций против Аргентины в полном объеме (16.4.1982 г.), правительству Тэтчер пришлось встретиться с серьезными трудностями. Даже основные партнеры Великобритании по ЕЭС ФРГ и Франция длительное время не решались пойти на замораживание экономических связей с Аргентиной, а Италия и Ирландия так и не присоединились к эмбарго на экспорт аргентинских товаров. До 8 апреля 1982 г. ЕЭС выступало лишь с политическим осуждением Аргентины и настаивало на выполнении конфликтующими сторонами резолюции Совета Безопасности ООН № 502. Затем было введено эмбарго на военные поставки Аргентине, запрет на импорт аргентинских товаров, приняты экономические санкции в полном объеме сроком на один месяц.

Второй этап (с 16.4.1982 г. и до окончания боевых действий на Фолклендских островах) характеризовался стремлением английского правительства получить от всех стран ЕЭС согласие на продление установленных ими экономических санкций до окончательного решения конфликта и признания за Великобританией права на владение островами. На этом этапе правительство Тэтчер сумело склонить страны – участницы организации сначала продлить срок действия экономических санкций на одну неделю, а затем (24.5.1982 г.) принять решение о продлении бойкота на неопределенный период времени.

К экономическим санкциям ЕЭС против Аргентины присоединились: в Европе – Австрия и Швейцария, в Америке – США и Канада, в других районах мира – Япония и Новая Зеландия.

ПОЗИЦИИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

На позиции стран Латинской Америки в отношении англо-аргентинского конфликта оказали влияние такие факторы, как солидарность с борьбой Аргентины за национальный суверенитет, членство в латиноамериканском сообществе, зависимость стран Латинской Америки от Соединенных Штатов и основных стран Европы, пребывание у власти в Аргентине военного правительства, внутриполитическое положение в самих латиноамериканских странах.

С началом конфликта большинство стран Латинской Америки поддержало действия Аргентины по захвату военной силой Фолклендских островов. На стороне Аргентины выступили Боливия, Венесуэла, Никарагуа, Перу, Панама, Урутвай, Эквадор. Некоторые страны, включая Бразилию и Мексику, заняли осторожную позицию. Они в целом признали право Аргентины на суверенитет над островами, но призвали конфликтующие стороны решить спор мирным путем. Правительство Бразилии заявило, что оно готово оказать Аргентине посильную экономическую помощь.

В силу имеющихся территориальных противоречий между Аргентиной и Чили последняя официально заняла нейтральную позицию. Чилийское правительство заверило аргентинское руководство, что до конца англо-аргентинского конфликта оно не будет поднимать вопрос о спорных островах в проливе Бигл.

На конференции командующих ВВС США и стран Латинской Америки, проходившей в Буэнос-Айресе в период с 14 по 19 апреля 1982 г., представители Перу, Боливии и Венесуэлы выразили готовность принять непосредственное участие в конфликте на стороне Аргентины. Правительства этих стран оказывали наиболее активную политическую поддержку Аргентине на протяжении всего конфликта. В Венесуэле и Перу было объявлено о наборе добровольцев для отправки в район боевых действий. Перуанское правительство дважды выступило с предложением о посреднической миссии в целях достижения мирного решения конфликта.

Соединенные Штаты, входящие в межамериканскую военно-политическую систему, заняли проанглийскую позицию. Они поддержали Великобританию и оказали ей материально-техническую помощь.

Открытая поддержка Соединенными Штатами военно-политических акций Великобритании резко усилила рост антиамериканских настроений в регионе. В Венесуэле, Перу, Эквадоре состоялись массовые демонстрации, участники которых осудили действия Великобритании и Соединенных Штатов по эскалации военной напряженности в Южной Атлантике и потребовали принятия мер против европейских стран, которые под давлением Великобритании ввели экономические санкции против Аргентины.

Страны Андского пакта (Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла) согласились закупить часть промышленной и сельскохозяйственной продукции Аргентины, бойкотируемой европейскими странами. Общественные и политические круги латиноамериканских стран требовали от своих правительств свернуть дипломатические отношения с Великобританией и ввести ответные экономические санкции против европейских стран - союзниц Великобритании.

Поднимался также вопрос о пересмотре экономических и военно-политических отношений в рамках региона с целью ослабления зависимости от США. Некоторые страны высказали предложение о латиноамериканизации Организации американских государств (ОАГ), исключении Соединенных Штатов из этой организации и переносе ее штаб-квартиры из Вашингтона в Сан-Хосе, Коста-Рика.

Однако активная политическая поддержка Аргентины латиноамериканскими странами не нашла широкого практического выражения. Только вооруженные силы Перу направили в распоряжение аргентинского военного командования партию ЗУР «Стрела» советского производства и эскадрилью истребителей-бомбардировщиков «Мираж». Боливийское правительство подготовило и перебросило к границам Аргентины специальную эскадрилью ВВС на случай возможного участия в боевых действиях. Бразилия передала Аргентине два морских патрульных самолета, закупленных в ходе конфликта.

Другие страны ограничились общими заявлениями в поддержку Аргентины и осуждением политики США и Великобритании. Ни одна страна Латинской Америки не разорвала дипломатических отношений с Великобританией и не выступила с экономическими санкциями в ответ на экономическое эмбарго, введенное странами Европейского экономического сообщества против Аргентины. Главными причинами, побудившими латиноамериканские страны занять такую позицию, явились экономическая зависимость от Соединенных Штатов и основных капиталистических стран Европы, боязнь военной мощи США и Великобритании, сложная внутриполитическая обстановка, отсутствие единства среди латиноамериканских государств и подрывная деятельность ЦРУ.

Англо-аргентинский конфликт достаточно наглядно показал и неэффективность межамериканской военно-политической системы, предусматривающей совместную защиту политических и военных интересов стран Латинской Америки.

Согласно договору «Пакт Рио-де-Жанейро» между США и 20 латиноамериканскими государствами, в том числе Аргентиной, «вооруженное нападение какого-либо государства на любое американское государство рассматривается как нападение на все американские государства». Вместе с тем в договоре подчеркивается, что подписавшие его государства обязуются «не прибегать к угрозе силой или к использованию силы способом, не совместимым с положениями устава ООН».

Поскольку Аргентина первой применила военную силу, и Совет Безопасности ООН осудил ее действия и в резолюции № 502 от 3 апреля потребовал вывода аргентинских войск с Фолклендских островов, Аргентина лишила себя права обращаться к применению договора «Пакт Рио-де-Жанейро».

Консультативные совещания министров иностранных дел Организации американских государств, созванные по просьбе Аргентины в апреле и мае 1982 г., смогли принять только общие резолюции, признающие суверенитет Аргентины над островами и призывающие обе конфликтующие стороны к мирному решению кризиса. В них не предусматривалось применение экономических, дипломатических или других санкций (в соответствии с договором «Пакт Рио-де-Жанейро») против Великобритании,

ПОЗИЦИЯ ДРУГИХ СТРАН МИРА

За решение конфликта путем мирных переговоров и активное использование для этого посреднической миссии генерального секретаря ООН выступили все страны социалистического лагеря. Государства социалистической ориентации оказали Аргентине широкую политическую поддержку в ООН, осудили агрессию Великобритании в Южной Атлантике и пособничество в ней со стороны США. Большинство стран-членов движения неприсоединения поддержало Аргентину, признало ее право на суверенитет над Фолклендскими островами.

Китай, Индия, Чили заняли нейтральную позицию, выразив сожаление по поводу возникшего конфликта. Особую позицию продемонстрировали правительства Испании и Ирландии, Обе эти страны имеют разногласия с Великобританией, связанные с владением последней Гибралтаром и частью территории Северной Ирландии.

Политика английского правительства оказать давление на Испанию через союзников по НАТО при решении вопроса о вступлении ее в члены блока результатов не дала. Став членом Североатлантического союза, Испания продолжала выступать за снижение уровня экономических санкций против Аргентины. Правительство страны открыто осуждало политику кабинета М. Тэтчер. Руководство Ирландии на заключительном этапе конфликта предложило Совету Безопасности ООН проект плана прекращения огня на Фолклендских островах. Оно выступало за решение спорного вопроса путем мирных переговоров. Вместе с тем и Испания, и Ирландия под давлением союзников Великобритании, особенно США, вынуждены были впоследствии, хотя и частично, поддержать англичан в согласованных акциях Запада против Аргентины.

МЕРОПРИЯТИЯ ООН ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА

Англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов с первых дней своего возникновения стал предметом обсуждения в Совете Безопасности ООН. В связи с захватом вооруженными силами Аргентины островов, резко обострившим военно-политическую обстановку в Южной Атлантике, правительство Великобритании потребовало рассмотрения этого вопроса на чрезвычайном заседании Совета, которое завершилось принятием резолюции № 502.

Резолюция призывала стороны воздержаться от угрозы применения силы для решения спорного вопроса, потребовала немедленного прекращения боевых действий на островах, вывода аргентинских войск и решения спорных вопросов путем переговоров. За резолюцию проголосовало 10 стран, воздержались СССР, Польша, Китай и Испания, против проголосовала Панама. Резолюция Совета Безопасности соответствовала интересам английского правительства, но была отвергнута руководством Аргентины.

В основу позиции аргентинского правительства по мирному урегулированию конфликта было положено непременное требование о признании суверенитета Аргентины над спорными островами. В свою очередь правительство Великобритании настаивало на безоговорочном выводе аргентинских войск с островов в качестве главного условия к урегулированию конфликта путем переговоров.

При этом всячески замалчивался вопрос о суверенитете Аргентины. Непримиримость позиций конфликтующих сторон сохранилась на протяжении всего периода обсуждения фолклендской проблемы в рамках Совета Безопасности, а затем и в ходе посреднической миссии Генерального секретаря ООН Куэльяра.

Характерно, что на начальном этапе кризиса, до военной конфронтации сторон, Великобритания, пользуясь своим правом постоянного члена Совета Безопасности, а также поддержкой США и других западных стран в Совете, сравнительно охотно шла на обсуждение конфликта в рамках ООН.

Однако с началом военных действий, вызвавших резкое осуждение действий британского правительства большинством стран-членов ООН, кабинет М. Тэтчер встал на путь игнорирования усилий этой международной организации, в том числе и посреднической миссии ее Генерального секретаря Куэльяра. Миссия Куэльяра началась после провала американского плана урегулирования конфликта.

План Куэльяра предусматривал:

- прекращение огня;

- немедленный вывод аргентинских войск с Фолклендских островов;

- отвод ВМС Великобритании из района конфликта;

- немедленное прекращение всех введенных против Аргентины санкций;

- направление на Фолклендские острова наблюдателей ООН для контроля за выводом аргентинских войск и отводом ВМС Великобритании;

- установление на островах временной администрации ООН на период переговоров об их будущем статуте.

В плане ничего не говорилось о суверенитете над Фолклендскими островами.

Несмотря на длительные консультации с конфликтующими сторонами ввиду непримиримой позиции Великобритании, миссия Куэльяра, длившаяся около месяца, закончилась безрезультатно.

Вторично англо-аргентинский конфликт рассматривался в Совете Безопасности в период разгара боевых действий на Фолклендских островах. Однако и эта попытка урегулировать конфликт окончилась провалом – представитель Великобритании наложил вето на резолюцию Совета, призывающую к немедленному прекращению огня на островах.

Таким образом, политика Великобритании и ее союзников по НАТО и ЕЭС в ООН не позволила добиться урегулирования конфликта мирным путем.

Продолжение следует.

Опубликовано 5 мая в выпуске № 6 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?