Военное строительство

Система ВКО России

В предлагаемой статье начальник Главного штаба Военно-воздушных сил, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации, лауреат Государственной премии генерал-полковник Борис ЧЕЛЬЦОВ рассказывает о необходимости создания воздушно-космической обороны России, о практических шагах в этом направлении на новом этапе развития Вооруженных Сил в условиях проводимой военной реформы.

В ОТКРЫТОЙ ПЕЧАТИ еще год-два тому назад можно было встретить материалы о ведущихся в странах Запада и США разработках принципиально нового класса оружия. Речь шла о средствах воздушно-космического нападения (СВКН), способных действовать как в атмосфере, так и в околоземном пространстве, переходя из одной сферы в другую, основой которых являются гиперзвуковые летательные аппараты. Очевидно, из-за стратегической важности данной информации в последнее время она все реже появляется в массовых газетах и журналах. Однако, судя по отдельным публикациям в специальных изданиях можно понять, что работы в этой области начинают все больше набирать практическую направленность.

Интерес, проявляемый к гиперзвуковым технологиям, конечно, не случаен. Созданные благодаря им СВКН будут обладать такими боевыми преимуществами, как малое (до 10 минут и менее при дальности пуска до 1000 км) подлетное время, сравнительно низкая уязвимость от современных и перспективных средств ПВО (вследствие способности выполнять крейсерский полет со скоростями М=6-14 и более на высотах 35-40 км), универсальность применения (самолеты СА, ТА, надводные корабли и подводные лодки, БР). Предполагается, что основными задачами этих систем оружия будут: поражение стратегически важных объектов, включая критичные по времени, в том числе мобильные наземные цели в глубине территории противника; ведение стратегической воздушной разведки; перехват воздушно-космических целей; а также вывод на околоземные орбиты спутников различного назначения. Впервые рассматривается и задача переброски войск и военной техники на трансконтинентальную дальность.

Наибольший объем НИОКР в этой области выполняется США. Ведутся они в рамках нескольких программ, осуществляемых НАСА, министерствами ВВС, ВМС и армии, суммарное ежегодное финансирование которых доходит до 65-70 млн. долларов. Аналогичные исследования проводятся в Великобритании, Франции, Германии и Японии, общие ассигнования на их национальные программы до 2005-2010 г.г. оцениваются в 11-13 млрд. долларов. Учитывая значительную стоимость работ, этими государствами принимаются меры по кооперации, а также использованию российских технологий в их реализации. По существующим планам уже в ближайшие 5-10 лет намечено создание управляемых ракет большой дальности, а в дальнейшем, - перспективных пилотируемых ГЗЛА.

Силы и средства воздушно-космического нападения в армиях ведущих государств мира получили приоритетное развитие. В целом же, к 2015 г. возможности авиации развитых государств мира при сохранении существующего количественного состава могут возрасти более чем в 2,5 раза. Все это свидетельствует о том, что опасность воздушно-космического нападения сохраняется, и в настоящее время воздушно-космическое пространство реально становится единой, а, во многих случаях, важнейшей сферой вооруженной борьбы.

ГОВОРЯ о совершенно новых качествах будущего оружия, отмечу, что в США уже ведутся широкомасштабные работы по развертыванию принципиально иной воздушно-космической обороны Северо-Американского континента, идеология которой определена в Концепции создания глобальной единой системы ПВО и ПРО Соединенных Штатов 2000 г. Она должна включать систему предупреждения о ракетно-ядерном ударе; интегрированную систему контроля космического пространства и противоспутниковых средств; систему ПРО; систему ПВО и единую автоматизированную система управления всеми силами ВКО. На основе централизованного управления в реальном масштабе времени все это позволит объединить для применения по единому замыслу и плану силы и средства противовоздушной и ракетно-космической обороны всех видов вооруженных сил.

Между тем практические шаги по расширению НАТО на Восток вполне могут привести к размещению средств борьбы с носителями ядерного оружия России на территории принимаемых в состав Североатлантического альянса новых государств. Объясняется это очень просто - на активном участке полета (на взлете) по скоростным параметрам носители ракетно-ядерного оружия являются наиболее уязвимы. Как следствие, - возможно достижение полной нейтрализации значительной части стратегических ядерных сил Российской Федерации, во многом гарантирующих ее военную безопасность.

ВЫЯВЛЕННЫЕ тенденции развития зарубежной военной теории и ВВТ армий государств НАТО, усиливающееся влияние сил воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны на ход и исход современных войн и военных конфликтов не могли остаться незамеченными. В начале 2001 г. Президент России поручил изучить и дать всестороннюю оценку деятельности соответствующих структур нашего государства в этой области.

В результате был определен целый комплекс мероприятий и подготовлены конкретные планы для Правительства и Министерства обороны, которые предусматривали как развитие теоретической базы ВКО, так и уточнение существующей, формирование необходимой нормативной правовой базы, уточнение облика, состава сил и средств ВКО, порядка их развития. В ноябре 2002 г. коллегия Министерство обороны рассмотрела и в целом одобрила проект Концепции ВКО Российской Федерации. Соответствующим структурам военного ведомства поставлена задача на доработку документа с учетом высказанных замечаний и представление его Президенту России для последующего утверждения.

СОГЛАСНО этой Концепции сегодня ВКО рассматривается как комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевое применение войск (сил), способных вести борьбу с СВКН противника, по единому замыслу и плану, под единым руководством с целью защиты группировок ВС, населения, экономических и других объектов страны от ударов с воздуха, из космоса и через космос.

Такое предназначение однозначно определяет и роль ВКО. Воздушно-космическая оборона занимает одно из центральных мест в общей системе обороны страны и имеет не только важное военно-стратегическое, но и военно-политическое значение. С военно-политической точки зрения ВКО России является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания военных конфликтов, предотвращения их эскалации в крупномасштабную войну с применением как обычного, так и ядерного оружия. С военно-стратегической точки зрения ВКО государства - единственный гарант своевременного обеспечения Верховного Главного Командования достоверной информацией о воздушной и космической обстановке для принятия решения на ответные действия и единственная система, способная вести борьбу с основной ударной силой вероятного противника - средствами воздушно-космического нападения.

Учитывая стратегическую важность воздушно-космической обороны для военной и в целом национальной безопасности нашего государства, создание и развитие ВКО должно стать одной из важнейших государственных задач. Это требует определения конкретных общегосударственных мероприятий, функций и полномочий высших органов государственного и военного управления в области ВКО РФ.

К общегосударственным мероприятиям в области воздушно-космической обороны предлагается отнести:

- обеспечение согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, предприятий и организаций России, планирование и осуществление скоординированных политических, правовых, экономических, военных и других мер в интересах ВКО;

- поддержание необходимых научно-технического, промышленного и кадрового потенциалов, обеспечивающих деятельность в области ВКО;

- рациональное использование имеющихся производственных мощностей для поставок Вооруженным Силам вооружения и военной техники в целях решения задач ВКО;

- совершенствование законодательной базы по вопросам создания и развития системы ВКО Российской Федерации.

Материальной основой воздушно-космической обороны государства является система ВКО. По сути своей она представляет функциональное и техническое объединение войск, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником, а также информационно-разведывательных систем, развернутых и действующих по единому замыслу и плану на земле, море, в воздухе и космическом пространстве с целью обеспечения наиболее эффективной защиты объектов, населения страны и группировок войск (сил) от ударов с воздуха, из космоса и через космос. Основа же самой системы ВКО - системы, комплексы и средства Вооруженных Сил.

В настоящее время силы и средства, участвующие в уничтожении СВКН в воздухе и в космосе, функционально сведены в пять относительно самостоятельных систем: противовоздушной обороны (ПВО), противоракетной обороны (ПРО), предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП) и противокосмической обороны (ПКО).

Однако сегодня их положение таково, что по боевому составу, состоянию вооружения и военной техники вышеуказанные системы не способны в полном объеме решать задачи по отражению ударов существующих, а тем более перспективных СВКН противника. Для повышения эффективности их боевого применения необходимо обеспечить комплексное и взаимодополняющее применение существующих и перспективных информационно-разведывательных и огневых систем и средств ПВО и РКО всех видов и родов aвойск Вооруженных Сил Российской Федерации, развитие системы управления ими и сведение всех сил и средств, решающих эти задачи, в единую систему ВКО. При этом система ВКО РФ должна функционировать вне зависимости от видовой или родовой принадлежности входящих в нее войск и сил. Это должна быть межвидовая система государственного значения, и общее руководство ею должен осуществлять Генеральный штаб. Строиться система ВКО должна как функциональное и техническое объединение информационно-разведывательных систем, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником в интересах обеспечения наиболее эффективной защиты страны и Вооруженных Сил от ударов с воздуха и из космоса.

ОСНОВНЫМИ принципами построения системы ВКО должны быть:

- централизованное государственное управление деятельностью военных, экономических и других структур в области обеспечения ВКО Российской Федерации на основе единой государственной политики;

- заблаговременное планирование и комплексное использование экономических и военных мер в интересах противодействия силам и средствам воздушно-космического нападения противника;

- единая ответственность за борьбу со средствами воздушно-космического нападения над всей территорией государства в пределах возможностей сил и средств противовоздушной и противоракетной обороны;

- сосредоточение основных усилий на защите наиболее важных объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры государства, главных группировок войск (сил) Российской Федерации;

- комплексное использование всех сил и средств, способных решать задачи борьбы с воздушно-космическим противником;

- согласованное применение находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти сил и средств разведки и контроля воздушного и космического пространств;

- возможность совместного решения задач ВКО с союзными государствами;

- рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления группировками войск (сил);

- эшелонированное построение ВКО в воздушном и космическом пространствах.

Кроме того, создаваемая система ВКО должна обеспечивать:

- максимальную реализацию боевых возможностей систем вооружения;

- комплексное применение разновидовых, разнородных группировок войск, сил и средств различных министерств и ведомств, способных решать задачи ВКО;

- достижение устойчивости элементов отдельных систем и самой системы ВКО к огневому воздействию, радиоэлектронному подавлению и поражению;

- непрерывное и устойчивое управление, сопрягаемость и электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств;

- организацию и осуществление всестороннего обеспечения;

- быстрое восстановление нарушенной боеспособности системы в целом и составляющих ее систем.

НЕОБХОДИМО определить генеральное направление развития войск и сил, решающих сегодня задачи ВКО, с учетом их реального состояния. Развитие существующих элементов системы воздушно-космической обороны России для преобразования их в единую систему должно осуществляться в направлении приведения группировок ВКО, их боевого состава и возможностей, степени боевой готовности и напряженности боевого дежурства в соответствии с уровнем развития СВКН, степенью угрозы воздушно-космического нападения и экономическими возможностями страны.

Что необходимо сделать для этого? Первое - обеспечить проведение системной увязки существующих средств и систем видов и родов войск ВС РФ, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником. Второе - создать систему управления всеми войсками, силами и средствами воздушно-космической обороны, систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении. Третье - продолжить работы по созданию нестратегической ПРО важнейших объектов на стратегических направлениях.

В значительной степени решению проблемы создания нестратегической ПРО поможет активная позиция Минобороны России и Генерального штаба по тесному взаимодействию с военными ведомствами ведущих стран Европы и НАТО. Эти работы организованы в свете решений, принятых Президентом РФ по программе создания Европейской нестратегической противоракетной обороны и являются одним из важнейших направлений сотрудничества в рамках Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО.

Все эти работы в области создания ВКО государства должны быть спланированы и осуществлены поэтапно.

В итоге целенаправленной деятельности органов государственного и военного управления, научных учреждений Министерства обороны, НИИ и предприятий оборонной промышленности в перспективе должна быть создана система ВКО, представляющая собой совокупность разновидовых и разнородных сил и средств, объединенных в функционально связанные подсистемы: разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении; поражения и подавления СВКН противника; управления и обеспечения, применение которых будет осуществляться под единым руководством и по единому замыслу в едином контуре управления силами и средствами ВКО в общей системе управления Вооруженных Сил Российской Федерации.

Борис ЧЕЛЬЦОВ,
начальник Главного штаба Военно-воздушных сил, генерал-полковник

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?