26 сентября, 2013
РАКЕТЫ ДЛЯ ПРО
Издательский дом "Оружие и технологии". Москва – 2004 г.
МКБ "ФАКЕЛ" - СОЗДАТЕЛЬ РАКЕТ ДЛЯ СИСТЕМ ПРО
Решение задач ПРО и создание систем ПРО, порученное ЦНПО (МАК) "Вымпел", были бы невозможными без разработки технологий и средств боевого поражения баллистических целей. Именно это направление работ в части управляемых противоракет было поручено Машиностроительному конструкторскому бюро (МКБ) "Факел".
МКБ "Факел", - первое в нашей стране специализированное предприятие по созданию зенитных управляемых ракет, - было создано в 1953 г. За прошедшие полвека предприятие, носящее имя своего создателя Петра Дмитриевича Грушина, вошло в число самых известных и авторитетных организаций среди разработчиков ракетной техники как в нашей стране, так и за рубежом. Достаточно назвать ракеты, разработанные коллективом "Факела" для зенитных ракетных комплексов и систем С-75, С-125, М-1, М-11, С-200, "Оса", С-З00П, С-З00ПМ, "Фаворит", "Форт", "Тор" и ряда других, чтобы оценить новаторство реализованных в них конструкторских решений, оставивших заметный след в истории ракетной техники. Подобные качества выделяют и противоракеты, которые все эти годы создавались на предприятии.
Первой противоракетой, созданной МКБ "Факел" (тогда оно называлось Особое конструкторское бюро № 2) стала В-1000, к разработке которой на предприятии приступили летом 1955 г. Она предназначалась для использования в составе экспериментального полигонного комплекса средств противоракетной обороны - системы "А".
Характеристики ракеты, которую предстояло создать, значительно превышали уровень, достигнутый к тому времени в ракетостроении. Так, в соответствии с полученным от КБ-1, головного разработчика системы "А" заданием, дальность действия В-1000 должна была составлять 55 км при угле наклона траектории полета 27 градусов. Этой точки, находившейся на высоте 25 км, ракета должна была достигать через 55 секунд после старта. Подобные предельно жесткие требования при уникальной скоротечности процесса перехвата боеголовок баллистических ракет и практической невозможности оперативного вмешательства в него человека, потребовали полной автоматизации процесса управления полетом ракеты и выполнения ею перехвата на основе использования новейшей цифровой электронно-вычислительной техники.
Полно-масштабные работы по созданию В-1000 были начаты сразу же после принятия в августе 1956 г. постановления Правительства СССР, а уже в декабре того же года был выпущен эскизный проект ракеты. В его создании под руководством П.Д. Грушина принимали участие руководители и ведущие специалисты основных проектных, конструкторских и технологических подразделений предприятия: Е.И. Кринецкий, Г.Е. Болотов, А.В. Караулов, Е.И. Афанасьев, П.Е. Сафронов, A.M. Гузиков, В.Г. Васетченков, Г.Л. Гнесин, A.M. Круглов и другие. На начальных этапах ведущим конструктором В-1000 являлся С.Г. Гриншпун, а затем В.А. Ермоленко.
Для скорейшего начала летных испытаний, первые изготовленные в опытном производстве "Факела" ракеты В-1000 оснащались ускорителем, состоящим из четырех стартовых ускорителей ПРД-18 от ракеты 1Д. Для первых пусков этого варианта ракеты -1БА, на 6-й площадке полигона в Сары-Шагане оборудовали временную стартовую позицию с пусковой установкой, разработанной также на "Факеле".
Первый бросковый пуск ракеты В-1000 (1БА), установленной под углом 45° состоялся утром 13 октября 1957 г. Всего было осуществлено четыре таких пуска, заканчивавшихся, как правило, через 2-4 с разрушением ракеты. В четвертом из них (21 июня 1958 г.), впервые предприняли попытку включения маршевого ЖРД С3.42Б, разработанного в ОКБ-3 НИИ-88.
31 августа 1958 г. состоялся первый пуск штатного варианта В-1000, оснащенного ускорителем ПРД-33, развивавшим тягу порядка 200 т. Во время этого пуска ракета впервые достигла скорости полета 1500 м/с.
После того, как осенью 1959 г. начался серийный выпуск ракеты В-1000 на заводе № 464 в Долгопрудном (ныне - Долгопрудненское научно-производственное предприятие), а на полигоне завершились все работы по оборудованию технической и стартовой позиций с монтажом и сдачей в эксплуатацию двух ПУ СМ-71П, созданных в ленинградском КБСМ, темп испытаний значительно возрос. Уже 11 февраля 1960 г. состоялся пуск № 25, ставший последним в серии автономных пусков В-1000.
Для начавшихся в мае 1960 г. летных испытаний В-1000 в составе средств системы "А" была разработана новая, не применявшаяся ранее при отработке зенитных ракет технология, которая соответствовала уровню сложности данной системы. Так, помимо традиционных для зенитных ракет автономных пусков, в процессе которых В-1000 отрабатывала команды, поступавшие от бортового программного устройства, и пусков в замкнутом контуре управления по условной и реальной целям, был реализован этап пусков В-1000 в разомкнутом контуре управления, с исполнением ступенчатых команд, передаваемых на борт ракеты по радиолинии от ЭВМ системы, пусков В-1000 в замкнутом контуре управления по фиксированным траекториям вывода и наведения, этап модельных пусков программно-реализованного на ЭВМ имитатора противоракеты по реальной цели в боевом цикле системы "А". Введение подобных промежуточных этапов летных испытаний позволило в полной мере реализовать принцип от простого к сложному, который является наиболее эффективным методом отработки сложных технических систем.
Для отработки бортовой аппаратуры ракеты была создана комплексная лаборатория, в состав которой вошли конструкторы, разработчики электросхем и специалисты в области бортовой аппаратуры.
Наиболее ярким событием испытаний В-1000 ст