Библиотека

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ

БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ

В локальных войнах, где широкое применение нашли все новые (для своего времени) авиационные боевые комплексы, истребительная авиация решала следующие боевые задачи: прикрытие войск и объектов в тактической глубине; сопровождение ударных групп бомбардировщиков (эскортирование); обеспечение транспортных эшелонов и воздушно-штурмовых бригад. Подразделения и части северо-вьетнамских, сирийских и египетских ВВС, оснащавшиеся самолетами российского производства МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25, подавляющую часть своего боевого ресурса затратили на выполнение задачи прикрытия (сирийские истребители МиГ-21 получили некоторый опыт сопровождения ударных групп самолетов Су-22).

СПОСОБЫ ПРИКРЫТИЯ

В локальных войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в борьбе с авиацией противника, а также при отражении групповых (массированных) налетов истребители применяли следующие способы прикрытия войск и объектов:

перехват на заданном рубеже;

заслоны на опасных направлениях;

расчистка воздушного пространства;

действия из засад на земле и в воздухе;

свободная охота.

С учетом специфических особенностей региональных конфликтов, "географии" театра военных действий, количественного состава задействованных сил данные способы могли отличаться от "классических" и иметь свои особенности.

Уставы и наставления, регламентирующие боевую деятельность истребителей, ориентируются на ведение широкомасштабных войн и равное количественно-качественное соотношение противников. Однако длительная воздушная война во Вьетнаме, последние крупные вооруженные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке велись или при подавляющем численном превосходстве одной из сторон, или при значительном качественном преимуществе нападавших (агрессора).

Северо-вьетнамские летчики, воевавшие на дозвуковых истребителях МиГ-17 (с пушечным вооружением) и перехватчиках МиГ-21, не смогли воспрепятствовать бомбардировкам Ханоя и Хайфона американской авиацией, находясь в шестикратном меньшинстве. Однако пары (реже звенья) МиГ-21, вступая в неравный бой с американскими самолетами "Фантом", "Тандерчиф" и "Крусейдер", добились положительного результата, что признано самим агрессором. Сирийские истребители МиГ-23, составлявшие всего десятую часть самолетного парка (остальные - МиГ-21 и МиГ-17), выдержали на равных борьбу с израильскими F-15 и F-16, хотя им не помогали ни воздушные командные пункты, обеспечивающие "дальней" информацией о противнике, ни самолеты радиоэлектронной борьбы, "ослепляющие" противника помехами.

ПЕРЕХВАТ НА ЗАДАННОМ РУБЕЖЕ

По своей организации и практическому исполнению этот способ мало отличался от "уставного". Заданный рубеж перехвата выносился вперед по отношению к прикрываемому объекту на расстояние, исключавшее нанесение по нему воздушного удара. Еще дальше в глубину выдвигался потребный рубеж обнаружения и рубеж подъема. Расстояние между рубежами определялось пассивным временем (запуск двигателей, выруливание, взлет) и временем сближения (набор высоты, полет к цели). Дефицит времени обрекал на применение способа дежурства в воздухе - неэкономного и обременительного, наличие времени ("запас") позволяло организовывать дежурство истребителей на аэродроме.

Чтобы расположить рубежи обнаружения и перехвата на заданном удалении, требовалось расширить информационное поле. Поэтому система оповещения базировалась на передовые радиолокационные посты, первыми "засекавшие" воздушных нарушителей и передававшие сведения на основной пункт управления (центральный командный пункт). Его боевой расчет анализировал обстановку и поднимал дежурные истребители на перехват.

Тактика перехвата (днем всегда группового, ночью - одиночного) зависела от быстроты реакции истребителей. Позднее обнаружение противника оставляло надежду только на встречную (лобовую) атаку. Запас времени открывал относительную или полную свободу для пространственного маневра. Ракетная атака в лоб была реальной только для самолета МиГ-25, поскольку МиГ-21 не обладал оружием средней дальности, а МиГ-23 уступал F-15 в дальности пуска управляемых ракет с радиолокационным наведением. С учетом располагаемых поражающих возможностей истребителей "перехват" в обычном понимании этого способа превращался в "ввод в бой на заданном рубеже" с набором типовых тактических приемов, соответствовавших возникшим боевым ситуациям.

Наиболее часто при вводе в групповой бой перехватчиками применялись способы "клешня" и "дракон". Первый способ предполагал деление "сил отражения" на две тактические группы - отсечения и ударную. Истребители отсечения "косым" маневром отделяли эскорт противника от бомбардировщиков, а ударная группа, используя образовавшуюся "брешь", атаковала носители средств поражения класса "воздух-земля". Второй способ ("дракон") был связан уже с тройным делением истребителей и применялся при достаточно большом запасе времени. Третья тактическая группа совершала обходной маневр и наносила удар в самое уязвимое место противника - в оставшуюся незащищенной заднюю полусферу.

Опыт локальных войн свидетельствует, что эффективность перехвата в равной степени зависела как от тактико-технических характеристик и поражающих возможностей самолета, так и от информационного обеспечения - размеров создаваемого радиолокационного поля. Информационная недостаточность сводила на нет выдающиеся качества самолета и оружия, не позволяла раскрыться мастерству летного состава. Перехватчик никогда не принимал решение на взлет самостоятельно. Он поднимался на задание по команде пункта управления, "питавшегося" дальней информацией об обстановке. Опоздание с подъемом, неточные данные по ситуации, ошибочная идентификация противника, помехи - это факторы, не зависевшие от достоинств МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, но непосредственно влиявшие на результаты действий способом перехвата.

ЗАСЛОНЫ И РАСЧИСТКА ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

Заслон - один из способов прикрытия, применявшихся истребителями в ходе оперативного взаимодействия с ударными силами авиации. Звенья самолетов с упреждением по времени относительно бомбардировщиков "окаймляли" район расположения наземных целей на двух-трех наиболее опасных направлениях. Типовое построение - в два яруса по высоте с обеспечением взаимной поддержки. Обязательным условием являлось нахождение в своем радиолокационном поле под контролем пункта управления, наблюдавшего за обстановкой и оповещавшего истребителей заслона о возникающей угрозе. Подвижные заслоны выставлялись также в районах высадки вертолетных тактических десантов. Если истребители к моменту занятия исходных позиций встречали противодействие со стороны самолетов противника, то производилась расчистка воздушного пространства.

ДЕЙСТВИЯ ИЗ ЗАСАД НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ

Засады - способ, пришедший из далекого прошлого, сначала исчезнувший, а затем "воскресший" в локальных войнах (вместе с другими способами партизанской борьбы). Использовали его и северо-вьетнамские истребители. Обстановка не позволяла вступать в открытый бой с численно превосходящим противником на заданных рубежах. Тогда звенья самолетов (МиГ-17, МиГ-21) в утренние сумерки скрытно, на предельно малой высоте перелетали на передовые аэродромы, считавшиеся противником не занятыми (или непригодными к эксплуатации). МиГ-21 иногда доставлялись на вертолетах Ми-6 в подвешенном состоянии на изготовленных в полевых условиях замках. Расчет строился на тактическую внезапность, нападение на противника, находившегося еще в походном плотном строю и не ожидавшего атаки. Сигнал на подъем давали "визуальные" посты наблюдения по телефону (проводной связи). МиГ-21 взлетали с ускорителями с рулежных дорожек. Несколько раз удавалось застать врасплох не готового к отражению противника и добиться результата в скоротечном бою. Немаловажно заметить, что перехваты из засад оказывали психологическое воздействие на противника. Экипажи американских самолетов ощущали угрозу нападения "раньше времени" - еще на маршрутном этапе полета к цели. Возрастало нервное напряжение, притуплявшее бдительность и сковывавшее реакцию. Пример, пришедший из другого театра войны: сирийские истребители МиГ-21 сбили израильский штурмовик "Скайхок" из положения "скрытного" дежурства на пустовавшем аэродроме вблизи Суэцкого канала.

Засады в воздухе - это вывод перехватчиков в зоны ожидания, расположенные в слепом секторе радиолокационного поля противника. Так называемая затененная зона образовывалась из-за мешающего влияния превышений местности. Горные хребты располагались на западной границе Северного Вьетнама и на границе Сирии с Ливаном, т. е. на направлениях полетов противника. Наземные радиолокационные посты не просматривали диапазон малых и нижнюю часть диапазона средних высот. В затененные зоны в периоды напряжения обстановки выводились северо-вьетнамские перехватчики МиГ-21 и сирийские МиГ-23; и те и другие добивались успеха в ходе нанесения по противнику внезапных ракетных атак.

СВОБОДНАЯ ОХОТА

Способ применялся сирийскими истребителями МиГ-21 и МиГ-23. В периоды относительного затишья первые охотились за израильскими "Фантомами", наносившими эпизодические групповые удары по лагерям палестинцев на юге Ливана, а вторые - за беспилотными самолетами-разведчиками, фотографировавшими районы предстоящих боевых действий. Особенность "охоты" - полная самостоятельность в принятии решения летчиком; переговоры по радио, обмен информацией с КП подслушивались израильтянами. Открытое оповещении об угрозе означало прекращение задания. В целях накопления потенциала скрытности маршруты самолетов "Фантом" и беспилотных разведчиков, время их прибытия в район выполнения задания предварительно записывались и изучались; вскрывался и использовался шаблон в действиях противника.

Российские специалисты, готовившие эскадрилью МиГ-23 к бою, встретились с тем, что способы перехвата беспилотных разведчиков (использовавшихся с нарастающей интенсивностью) ранее никогда не отрабатывались. Атака беспилотных самолетов-разведчиков была возможна в основном на попутном или (реже) на встречном курсах. Эти беспилотные самолеты имеют очень малую отражающую площадь и на экране прицела перехватчика могут не просматриваться. При визуальном их обнаружении летчиком крайне затруднено прицеливание в момент начала программного маневрирования. Небольшой опыт борьбы с беспилотными разведчиками, накопленный эскадрильей МиГ-23 (сбито два самолета при достаточно большом количестве холостых вылетов), остался невостребованным.

Важно отметить, что в основе способов заслонов, засад на земле и в воздухе, а также свободной охоты лежал способ перехвата. Этот классический способ, не меняя формы, значительно трансформировал свое содержание в локальных войнах.

БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ

При каждой очередной смене поколений истребителей боевые порядки (расстановка сил перед началом группового воздушного боя) соответствовали боевым возможностям самолетов и характеру решаемой задачи. Устойчивыми оставались требования к боевому порядку. Главные из них: удобство управления и возможность быстрого перестроения при изменении обстановки, обеспечение круговой осмотрительности и дальнего поиска, надежное взаимодействие (взаимная поддержка) и свобода маневра (противоистребительного и противозенитного). Что менялось в боевом порядке?

Надо отметить постоянное его расчленение, что вызвано непрерывным ростом скоростей и высот полета, связанным с ним пространственным размахом маневра, а также расширением поражающих возможностей бортового оружия.

Когда самолет, оснащенный одним пулеметом, стрелял на 50 м и примерно таким же был радиус разворота, истребители сводились в плотные построения. Огнем из пушки воздушный противник поражался уже с дальности 150...700 м, ракетой же с тепловой головкой- с дальности 1800 м. Возросший радиус разворота был соизмерим с этими величинами, боевые порядки разомкнулись, но подчинялись требованию взаимной огневой поддержки. В войне во Вьетнаме неожиданно возникло еще одно требование: исключить поражение одной зенитной ракетой сразу двух самолетов. Чтобы выполнить его, надо было обеспечить свободу противоракетного маневра, т. е. выделить дополнительное воздушное пространство.

В разомкнутом строю ведомый уже не мог повторить все маневры ведущего в одной плоскости и не потерять его из виду. Были пересмотрены правила перестроения внутри группы, стала практиковаться смена пеленга на развороте и даже смена ролей при атаке (в обстановке, требовавшей немедленной реакции, ведомый, находясь ближе к противнику, атаковал его первым).

Опыт боев показал, что в процессе энергичного маневрирования постоянно сохранять огневую связь в паре стало очень трудно. Пришлось разрабатывать типовые приемы, допускавшие временный ее разрыв с последующим "плановым" восстановлением.

Преднамеренное рассредоточение самолетов перед боем за пределы зрительной связи было характерно для реактивных истребителей 3-го поколения. Иначе нельзя было полностью использовать возможности нового оружия -управляемых ракет средней дальности. Однако под угрозой оказалась взаимная огневая поддержка и даже тактическое взаимодействие.

Рассредоточенный боевой порядок включал группы различного тактического назначения, каждая из которых совершала полет на наивыгоднейшем для себя режиме. Визуальной связи между группами, как правило, не было, каждая из них действовала в соответствии с общим планом удара, разработке и реализации которого придавалось большое значение. Каждый ведущий группы, не имея зрительного контакта с соседями, должен был четко представить их маневр на всех этапах боевого полета.

Опыт, поиск и проверка оптимальных вариантов дали "картину" расстановки сил современных истребителей перед боем.

Во-первых, она выходила за рамки обычных представлений о боевом порядке как о размещении самолетов в группе на определенных дистанциях и интервалах. Необходимость рассредоточения самолетов по глубине, фронту и высоте сломала эти рамки. Однако требования к боевому порядку остались, и выполнять их приходилось в резко изменившихся условиях.

Во-вторых, стремление к рассредоточению имело свои пределы, что обусловливалось сохранением взаимодействия между элементами боевого порядка. Воздушные бои над Ливаном (как и все предыдущие) показали, что взлетавший в составе группы, но непреднамеренно оставшийся в одиночестве и потерявший связь истребитель обычно покидал поле боя.

В-третьих, рассредоточение группы, связанной единым тактическим замыслом, в большинстве случаев предполагает сохранение устойчивого управления. Автономные (самостоятельные, ведущиеся при отсутствии информации от внешних источников о воздушной обстановке) действия доступны только "охотникам".

В-четвертых, предусмотреть возможные изменения боевого порядка на всех этапах полета истребителя, включая воздушный бой, нельзя. Однако расстановка сил перед боем подчиняется стандартизации, поэтому моделирование этого этапа не только желательно, но и необходимо. На выходе моделирования целесообразно иметь оптимальный вариант ввода в бой группы (самолета), который прямо зависит от выбранного способа решения боевой задачи.

Кардинальные изменения в боевых порядках должны произойти с вводом в строй многоканального оружия класса "воздух-воздух". Например, становится просто опасным типовое построение "фронт самолетов" при малых и средних интервалах, обеспечивающее наилучшие условия поиска.

ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ БОЕВОГО ПОЛЕТА

Боевой полет самолета любого назначения разделяется на пять основных этапов: взлет и сбор группы; полет к цели или в район выполнения задания; бой, удар, перехват, ведение разведки; обратный маршрут; роспуск и посадка. Сохраняя подчиненность данному стандарту, боевой полет перехватчика имеет ряд характерных особенностей. Существенные коррективы вносят такие факторы, как "противник", "управление" и "информация".

Противник для перехватчика- это разнотипные цели (бомбардировщик, штурмовик, разведчик, истребитель). Под каждую цель с учетом ее активного или пассивного противодействия подбираются свои приемы, оружие, виды атак.

Управление - это процесс, в основе которого лежит решение командира. Истребителем управляет летчик, который изменяет положение самолета в пространстве; летчиком командует ведущий группы, а последним руководит орган управления. Динамичная схема с прямыми и обратными связями должна функционировать быстро и надежно. Циклы управления перехватчиками постоянно сокращаются по времени.

Информация применительно к боевому полету перехватчика — это сведения о воздушной обстановке в реальном времени, в первую очередь, о состоянии противника. От полноты и своевременности информации, содержание которой должно меняться на каждом последующем этапе полета, зависит исход (результаты) боевого задания. Летчику подается информация двух видов: осведомительная и управляющая.

Выполнявшие боевые задачи современные самолеты обладали высокими тактико-техническими характеристиками и поражающими возможностями. Однако показатели их боевой эффективности оставляли желать лучшего. Проведенный анализ показал прямое влияние слабостей "управления". Не обеспечивалось выполнение традиционных требований к нему: твердость, гибкость, непрерывность. Срывы управления, ошибки руководящего и летного состава допускались как из-за несовершенства материальной базы, так и из-за неподготовленности исполнителей.

Состояние материальной базы, обеспечивающей управление перехватчиками МиГ-23 и МиГ-25 в конфликтах на Ближнем Востоке, можно представить так: самолетами 3-го поколения приходилось руководить с помощью технических средств 2-го поколения. Отсюда нехватка или отсутствие информации о противнике (в реальном времени). Опыт однозначно показал, что перехватчик должен быть элементом динамической системы управления, в которую кроме него входят самолет дальнего обнаружения (воздушный командный пункт) и самолет радиоэлектронной борьбы (постановщик активных помех). Функционирование системы происходит в следующей последовательности:

обнаружение и идентификация противника (воздушный КП);

передача сначала осведомительной, а затем управляющей информации (целеуказания) перехватчикам;

"ослепление" противника (самолет РЭБ) в момент начала сближения перехватчиков с целью;

встречная ракетная атака перехватчика.

Рожденная боевым опытом система полностью оправдала себя и продолжает совершенствоваться. Поэтому целесообразно рассматривать боевой полет современного перехватчика с учетом наличия такой синхронно функционирующей системы.

ВЗЛЕТ И СБОР

Производятся по команде наземного пункта управления. Летчик (командир группы) полностью занят пилотированием и контролем за полетом других экипажей. Умственное напряжение "минимальное". Орган управления принимает решение по стандартной схеме: анализ поступающей информации - оценка обстановки - выбор оптимального варианта действий - команда перехватчикам на взлет.

Первый этап обоснованно относят к информационному. Боевой расчет КП из потока сведений об обстановке отсеивает относящиеся к выполняемой задаче, вскрывает состав и намерения противника, делает "скачок в будущее" - прогноз состояния групповой цели на рубеже перехвата с учетом количественно-качественного соотношения, определяет наряд сил "на отражение" и замысел операции. К моменту подачи команды на взлет известен резерв времени до ввода в бой, влияющий на формирование тактики (выбор оптимальных приемов).

ПОЛЕТ К ЦЕЛИ

В ходе полета к цели пункт управления отслеживает противника, определяет назначение элементов групповой цели, передает командиру перехватчиков осведомительную информацию. Если на первом этапе процесс распознавания ситуации заканчивался принятием решения на взлет, то на втором этапе формируется решение по созданию боевой организации - группы перехватчиков для совместных целенаправленных действий в предстоящем бою. Организация складывается из структуры, ее ориентации и распределения функций между составными элементами, имеющими неразрывные связи. На практике организационное решение реализуется в виде перестроения боевого порядка из походного (обычно сомкнутого) в предбоевой (разомкнутый) и получения экипажами разных тактических назначений: демонстративной, отсекающей, ударной, свободного маневра, наращивания усилий и других групп. Экипажи занимают свои места в новой структуре заученными маневрами по условной команде. После перестроения между ними сохраняется огневое или тактическое взаимодействие.

ВХОД В РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОНТАКТ

По мере сокращения дистанции до противника происходит вход в радиолокационный контакт с ним перехватчиков. Опыт реальных боев выявил две типовые ситуации, возникающие на этом рубеже. Первая (наиболее благоприятная), когда воздушный командный пункт полностью контролирует обстановку (отслеживает свои самолеты и самолеты противника) и выдает перехватчикам управляющую информацию, подлежащую немедленному исполнению. Вторая ситуация (наиболее сложная, но попадающая в разряд типовых) характерна нарушениями связи (обмена информацией) с КП, умышленным "запутыванием" обстановки противником или интенсивной постановкой помех. На командира группы перекладываются функции распознавания ситуации в предстоящем очаге боя, выбора оптимального тактического приема или варианта действий, последовательности ввода в бой экипажей с разными заданиями, определения направления главного удара - в наиболее уязвимое место противника.

Именно в данной типовой ситуации перехватчик (командир группы), занятый пилотированием самолета, испытывает пик умственного напряжения. Важно заметить, что среди причин потерь самолетов в боях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке на первый план выдвинулись ошибочные решения, а не слабости пилотирования или групповой слетанности. Летчик вышел на предел своих психофизиологических возможностей. Даже опытному и тактически грамотному человеку оказывается не под силу требуемая быстрота мышления.

Типовые задания на перехват в настоящее время предусматривают совершение полета на полный боевой радиус с выходом из зоны контроля своих наземных или воздушных КП. Летчик преднамеренно обрекается на самостоятельное добывание информации с помощью бортовых поисковых средств, на преобразование ее из осведомительной в управляющую. В этих условиях замедленная реакция на обстановку недопустима, а собственное радиолокационное поле ограничено. Отсюда возникает проблема интеллектуальной поддержки экипажа и создания бортовых экспертных систем.

БОЙ НА СРЕДНИХ ДИСТАНЦИЯХ

Характерной чертой боя на средних дистанциях (100...15 км) является его начало и окончание до рубежа установления зрительного контакта с противником и применение оружия класса "воздух-воздух" средней дальности. Летчик ориентируется в обстановке и принимает решение на вступление в бой по ее отображению на экране индикатора бортовой РЛС или других бортовых средств. В основе тактики - встречная ракетная атака, которая сливается со сближением. Энергичное маневрирование с крутыми разворотами и переменами мест с противниками исключается из этапов боя. При срыве лобовой атаки все начинается снова, с этапа поиска цели, "разорвавшей" радиолокационный контакт.

Первым переходит на сближение тот из противников, кто раньше обнаружил и идентифицировал цель. Упредить противника в начале сближения, т. е. захватить инициативу, летчику помогают электроника и автоматика. Маневр заключается в занятии позиции "строго в лоб". По мере увеличения курсового угла (ракурса) преимущества, предоставленные оружием и радиолокационной системой наведения, теряются из-за уменьшения скоростей сближения и дальности пуска ракет. Никто из противников не желает оказаться в положении мишени, поэтому сокращенные дальности поиска цели и применения оружия компенсируются налаженным оповещением об угрозе нападения и построением нестандартных боевых порядков. Не меньшее значение имеют искусственная (на фоне активных помех) и естественная (на фоне земли) маскировка.

Таким образом, бой на средних дистанциях начинается с соревнования техники: чей радиолокатор дальше "увидит", чья система "свой-чужой" раньше опознает. Недостатки электроники трудно компенсировать поражающей мощью, поскольку без информации (сведений о местоположении и характеристиках цели) дальнобойное оружие прицельно применить нельзя. Посмотрим на состав боекомплекта современного истребителя-перехватчика, несущего боевое дежурство: ракеты малой и средней дальности разделены поровну. Этим показана готовность вести как ближний, так и дальний бой в возникающей типовой ситуации.

Реализация преимуществ нового оружия в практике реальных боев встретилась с серьезными препятствиями. Итоги ливанского конфликта на Ближнем Востоке, где открылась эра всеракурсного боя, показали, что из общего количества произведенных атак только одна треть приходится на "лобовые". Две трети заняли традиционные ближние маневренные бои с применением ракет с ИК ГСН и пушек. Выяснение причин этого указало на противника, который не захотел подставлять себя под атаки с дальних рубежей. Кроме того, вскрылись и недостатки самого оружия.

Прицельный пуск производился только после захвата цели на автоматическое сопровождение и отслеживания ее полета довольно продолжительное (по меркам боя) время. Маневр уклонения (для выхода из "обнаружения" или "захвата"), предпринятый целью, не позволял начинать сближение на дистанцию эффективного огня. Не было произведено также ни одного пуска в режиме обзора нижней полусферы, мешающее влияние "земли" оказалось намного большим. Система "свой-чужой" разбиралась в принадлежности цели только при одиночном перехвате. Усложнение воздушной обстановки, перекрещивание траекторий полета "своих" и "чужих" ставило систему в тупик. Вспомнился опыт Вьетнама, когда американским самолетам "Фантом" после поражения двух своих самолетов разрешалась атака только визуально опознанной цели (по внешним признакам).

Эксперты могли убедиться, что на языке тактики новое оружие - это оружие внезапности. Неумение создать условия для неожиданной встречной атаки, застать противника врасплох скрытностью или искусным тактическим приемом оборачивается неудачей в бою. Принцип "техника - тактика" сохраняет свою объективность.

Многоканальное оружие должно сменить традиционную схему "один заход - одна атака - один пуск" на "один заход - одна атака - несколько пусков". Значительная часть усилий по перехвату перекладывается на ракету с активным наведением. Снизить эффект поражаемости может радиолокационная малозаметность самолета. Задача новой технологии скрытности - "отобрать" у атакующего значительную часть средней дистанции, перевести бой на визуальные контакты и маневрирование на коротких дистанциях, т. е. возвратиться к традиционному ближнему бою.

БЛИЖНИЙ МАНЕВРЕННЫЙ БОЙ

Признаками ближнего боя, имеющего богатую историю, считаются визуальная связь между маневрирующими противниками и применение оружия малой дальности - ракет класса "воздух-воздух" с ИК-наведением и пушек. Наиболее вероятные условия начала ближнего боя:

после срыва лобовой атаки, когда противники стремятся продолжить противоборство;

в случае обнаружения противника на короткой дистанции, исключающей применение ракет средней дальности;

в случае вступления в бой перехватчика со штурмовиком или вертолетом.

Из состава смешанного боекомплекта летчик выбирает ракеты с тепловыми ГСН или пушку. Головки ракет разарретируются, направляются по подвижной линии визирования на цель, захватывают ее; прицеливание осуществляется по ИЛС, пуск - по сигналу в наушниках.

В отличие от дальнего боя, начинающегося борьбой "за информацию", в ближнем бою ведется борьба "за позицию". Наилучшее положение для атаки (применения оружия) - сзади цели под малым ракурсом на короткой дистанции. Чтобы вторгнуться в ограниченную область возможных атак, противники стремятся "переманеврировать" друг друга. Преимущество захватывает тот, кто располагает большим избытком тяги и скоростью разворота в любой плоскости.

Ближний бой основан на тесной и неразрывной связи маневра и огня. Попытки нарушить равноправие этих составляющих делались неоднократно, но приводили к отрицательным результатам. Американские самолеты "Фантом", превосходившие МиГ-21 в мощности огня, потерпели поражение в маневренных боях: чрезмерное затяжеление самолета снизило показатели выживаемости. Тяжело досталось также сирийским перехватчикам МиГ-23 в боях с легкими истребителями F-16, а высотный перехватчик МиГ-25 вообще не вводился в подвижную обстановку боя на средних высотах.

Как показал опыт, ближний бой имеет устойчивую тенденцию к уменьшению высоты и скорости. Известно, что угловая скорость установившегося разворота, обеспечивающего длительное позиционное преимущество, лежит в диапазоне скоростей, соответствующих числам М = 0,8 ±0,1. Сверхзвуковой "бросок" предпринимался только при сближении или отрыве от противника, однако участники боя в попытках быстрейшего выхода в область атак используют форсированные развороты. Умышленное торможение в ходе форсированных, некоординированных разворотов выполняется ради увеличения мгновенной угловой скорости. Поступательная скорость падает. Высота ведения боя теряется в попытках летчиков восстановить уровень энергии, "набрать" недостающую скорость на снижении.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Первый воздушный бой между реактивными истребителями состоялся в ходе войны в Корее в 1950 г. В последующих локальных конфликтах, которые регулярно сотрясали мир во второй половине века, количество таких боев достигало уже двух тысяч. Ввод в строй новых типов самолетов, авиационного оружия, средств управления и боевого обеспечения существенно менял облик боя. На смену ближним (пушечным) противоборствам пришли сначала ракетные перехваты, а затем всеракурсные бои. Кроме того, наряду с маневром и огнем теперь используется радиоэлектронное противодействие, а управление самолетами групп различного тактического назначения осуществляется с воздушного командного пункта, а также с самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией.

Опыт ведения воздушных боев постоянно обобщался и анализировался. На основе оценки обстановки и достигнутых результатов определились тенденции их развития, к наиболее устойчивым из которых относятся расширение пространственных границ, увеличение темпа и сокращение продолжительности боя, уменьшение количества участвующих в нем самолетов. Особенно характерной является тенденция повышения результативности, т. е. снижение выживаемости истребителей.

Выживаемость - понятие оперативное, характеризующееся отношением количества потерянных самолетов к числу боевых самолето-вылетов, произведенных истребителями за операцию (войну в целом). По итогам второй мировой войны на один потерянный самолет приходилось около 100 самолетовылетов (коэффициент потерь 0,01). Такое же соотношение сохранилось и в войне в Корее. Однако в операции "Лайнбэйкер-2", завершавшей длительную воздушную войну во Вьетнаме, коэффициент потерь увеличился до 0,02, а в ближневосточных конфликтах 70-80-х годов достиг сначала 0,03, а затем 0,04.

Воздушные противники, вступавшие в жестокий спор с помощью огня, все реже возвращались на свои базы в полном составе. Нараставшие потери приводили в конечном счете к более быстрому истощению сил и сокращению продолжительности боевых действий. Так, в арабо-израильской войне на Ближнем Востоке (октябрь 1973 г.) воевавшие стороны (ВВС Сирии и Израиля) при среднем боевом напряжении два вылета в сутки и коэффициенте потерь 0,03 на 24-е сутки прекратили противоборство, потеряв половину боевого состава (в ходе войны каждая сторона пополнила его 80 самолетами). В то время в воздухе примерно в равном количественном соотношении "встречались" истребители 2-го поколения МиГ-21 и "Мираж", имевшие близкие боевые возможности.

В ходе вооруженного вторжения Израиля на ливийскую территорию (1982 г.) коэффициент потерь у сирийских ВВС достиг 0,04. Силы "растаяли" быстро, в результате чего боевые действия продолжались всего неделю. На стороне Израиля в бой вступили новые истребители завоевания превосходства в воздухе- F-15A "Игл" и F-16 "Фаитинг Фолкон", действовавшие совместно с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С "Хокай".

Анализ воздушных сражений в операции "Буря в пустыне", проведенный западными экспертами, не выявил объективных показателей, по которым можно было бы судить о коэффициенте потерь. Иракские истребители, уступавшие в численности, и их экипажи, еще не полностью освоившие новую технику, не могли оказать серьезного сопротивления противнику.

В дальнейшем неоднократное воспроизведение боевых ситуаций на моделирующих комплексах, а также экспертные оценки позволили определить основные факторы, влиявшие на результаты воздушных противоборств. К их числу отнесены:

оружие (поражающие возможности авиационных комплексов);

самолет;

летчик (уровень подготовки летного состава);

боевая задача;

защита (оборонительные возможности комплексов);

боевое управление.

ОРУЖИЕ

Эксперты установили, что падение выживаемости (увеличение коэффициента потерь от 0,01 до 0,04) совпадает с появлением на истребителях новых систем ракетного вооружения класса "воздух-воздух". В Корее первые реактивные истребители F-86 "Сейбр" и МиГ-15 имели на борту только пулеметы и пушки. Несмотря на возрастание скорости полета и увеличение практического потолка, воздушный бой остался ближним и не претерпел значительных перемен по сравнению с периодом второй мировой войны. Поразить самолет противника можно было только со стороны хвоста и на короткой дистанции. Недостаток огня компенсировался количеством стволов и скорострельностью. Самолеты сводились в крупные группы, образовывавшие в воздухе массовые "карусели". Применить прицельно жестко закрепленное по продольной оси самолета оружие малой дальности было сложно. "Ничейные схватки" не были редкостью, а на одну результативную атаку приходилось достаточно большое число самолето-вылетов (около 100).

В ходе октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке истребители продолжали вести групповые ближние маневренные бои, однако применяли усовершенствованное оружие (во Вьетнаме управляемые ракеты имели значительные ограничения по минимальной дальности пуска и по перегрузке). Это позволяло пилоту свободнее маневрировать самолетом при подготовке и выполнении атаки. В результате на 100 самолето-вылетов стало приходиться три сбитых в воздушных боях истребителя. В начавшейся через девять лет ливанской войне в борьбу вступили реактивные истребители 3-го поколения F-15 и МиГ-23, оснащенные управляемыми ракетами средней дальности с полуактивной радиолокационной системой наведения. Они не заменили, а лишь дополнили в боевом строю самолеты 2-го поколения (МиГ-21 и F-4 "Фантом"). Истребители "пенсионного возраста" продолжали вести ближний маневренный бой, а новые открыли дорогу всеракурсному бою, основой которого являлась встречная ракетная атака. На новое оружие пришлась треть общего числа сбитых в той войне самолетов. Качественно изменившееся вооружение способствовало повышению результативности воздушного боя.

САМОЛЕТ

Слабости авиационной техники в локальных войнах проявлялись тогда, когда ее возможности не соответствовали условиям боевого применения. Самолет МиГ-15 в Корее попал в свою стихию. Удачное сочетание маневра и огня, надежности и неуязвимости предопределило успех в ближних боях. Во Вьетнаме сверхзвуковой МиГ-21 выполнял свои прямые обязанности - перехват на скоростном догоне. Не подвели и качества "чистого" истребителя в маневренных боях с самолетами "Мираж" на Ближнем Востоке ("Мираж"- легкий самолет одного с МиГ-21 поколения). Однако "время" МиГ-21 закончилось в неравных спорах с F-15 (представителем нового поколения), превосходившим его и в оружии, и в электронике, бывшего "моложе" на двадцать лет. МиГ-23 создавался как маловысотный перехватчик, он не мог противопоставить свою логику боя облегченному и маневренному F-16. Выдающиеся качества МиГ-25 раскрывались на большой высоте (в стратосфере), куда противник не залетал. К групповым маневренным противоборствам в диапазоне средних высот, развернувшимся в "ливанской" войне, он оказался не готовым.

ЛЕТЧИК

Статистика воздушных войн утверждает, что половина из общего числа потерь летного состава понесена в первых десяти вылетах. Только затем летчик "врастает в обстановку", приобретает необходимую реакцию на внезапно возникающие угрозы, начинает осмысленно разбираться в сложных ситуациях боя. Кроме психологического фактора на причины потерь "молодых" влиял отказ от общеизвестного лозунга "учить тому, что необходимо на войне". В преддверии октябрьской войны 1973 г. было признано необходимым обучить летчиков боевому маневрированию на критических режимах, чему не уделялось внимания в мирное время. Перед конфликтом 1982 г. для летчиков МиГ-23 была разработана программа ввода в бой, не имевшая у нас аналогов. Остро ощущалось отсутствие тренажерных комплексов для отработки элементов парного и звеньевого боя. Возникла следующая ситуация: самолет и оружие готовы к всеракурсному воздушному бою, а летчик - нет. Трудно сказать, разрешилась ли эта ситуация к настоящему времени.

БОЕВАЯ ЗАДАЧА

Летчики большую часть ресурса затрачивают на выполнение задачи, которая для краткости называется "прикрытие", и меньшую - на задачу сопровождения. Цель первой - не подпустить вооруженного противника к защищаемому объекту, а второй (эскортирования) - отразить нападение на охраняемые бомбардировщики, военно-транспортные самолеты и т. п. Анализ показывает, что боевая задача несет в себе большой потенциал результативности (истребители прикрытия сбивают больше самолетов), а в ходе решения задачи сопровождения эскорт попадает в сложную обстановку повышенных угроз и, как правило, сам несет ощутимые потери.

Показательной является длительная воздушная война во Вьетнаме. Сценарий боевых действий был довольно однообразен: в течение семи лет американская авиация наносила массированные удары по городам Ханой и Хайфон, а северо-вьетнамские истребители совместно с наземной ПВО отражали налеты. Американские бомбардировщики при полете к цели и обратно сопровождались истребителями "Фантом", которые создавали вокруг них двойное кольцо, при этом поддерживалось шестикратное численное преимущество нападающей стороны. Самолеты, вступившие в бой, были сравнимы по поражающим возможностям и аэродинамическим характеристикам, однако сражавшиеся в меньшинстве "защитники вьетнамского неба", по признанию западных специалистов, бои не проигрывали и несли меньшие потери. По этому поводу в журнале "Интеравиа" отмечалось, что ВВС США встретили мощное противодействие системы ПВО Северного Вьетнама. Эскадрильи истребителей ДРВ не прибегали к массированному отражению авиации противника, а периодически вводили в бой свои силы, строго сообразуясь с обстановкой. Применение тактики подготовленных и внезапных атак в течение определенного времени стало основным фактором, обеспечившим успех стороне, "выдержавшей оборону". Летчики истребителей МиГ-21 использовали то обстоятельство, что тяжелые самолеты "Фантом" были прикованы к бомбардировщикам, а это затрудняло выполнение маневра. Атаки наносились с задних полусфер ракетами, запускаемыми на скорости, соответствующей числу М = 1,2. Такая тактика, основанная на приеме, требующем высокого мастерства, позволяла в максимальной степени использовать фактор внезапности. Крейсерская скорость истребителей F-4, прикрывающих ударные группы, достигала лишь 900 км/ч, поэтому, как отмечают специалисты ВВС, короткие удары на догоне проводились противником с наименьшим риском для собственного самолета.

Условия, в которых истребители выполняли задачу сопровождения, со временем мало изменились. Как только предпринимались попытки усилить охранение бомбардировщиков числом и качеством, сразу же начинались поиски новых приемов прорыва эскорта или связывания его боем (в интересах образования коридора, свободного для пролета к тяжелым самолетам ударной группы). По мнению экспертов, угроза со стороны перехватчиков еще более возрастет по мере оснащения их управляемыми ракетами с активной системой наведения.

В будущих воздушных боях группы "глубокого вторжения" должны предпринимать эффективные контрмеры, если хотят сохранить свою неуязвимость на достигнутом на сегодняшний день уровне. Поиск таких контрмер осуществляется путем моделирования.

ЗАЩИТА

Поражающие возможности реактивных истребителей 2-го и 3-го поколений росли быстрее, чем их способности по защите. К авиационным пушкам последовательно добавлялись управляемые ракеты малой, а затем и средней дальности. Увеличение досягаемости и точности применения оружия рассматривалось специалистами как главный фактор повышения результативности, чему способствовал также учет слабости индивидуальной и групповой обороны. Атаковать в бою стало легче, чем защищаться. Угроза нападения назревала далеко за пределами визуального обнаружения противника, внезапный ракетный удар мог быть сорван только при налаженном дальнем оповещении. Когда данные об угрозе атаки запаздывали, не спасал даже маневр уклонения.

Усиление индивидуальной защиты истребителей за рубежом связывают с обеспечением скрытности полета и устранением демаскирующих признаков. "Самолеты-невидимки" F-117A, впервые участвовавшие в боевых действиях в операции "Буря в пустыне", показали абсолютную выживаемость (в 1100 самолето-вылетах потерь не было). Однако западные эксперты подчеркивают, что вступление их в бой даже не планировалось, так как они не обладали достаточным боевым потенциалом; отсутствовали мощные радиолокационные станции и ракеты средней дальности класса "воздух-воздух", т. е. получалась "оборона без наступления", а это слишком дорогая затея ради радиолокационной неконтрастности. Возможная в реальных условиях встреча с современным "заметным" истребителем на дальности визуального контакта не оставляла бы шанса на победу недостаточно маневренному F-117А.

Способ активной защиты, применявшийся в локальных войнах, не нашел широкого распространения на практике из-за несовершенства бортовых оборонительных средств. В журнале "Флюг ревю" сообщалось об испытаниях лазерного излучателя, наводящего луч на выпущенную самолетом противника "тепловую ракету". В 13 пробных пусках УР "Сайдуиндер" лазерный перехват сработал (в пяти случаях ракеты были принудительно сведены с траектории преследования). Однако информация о моменте пуска подавалась летчику самолета-цели руководителем эксперимента, поскольку кабинные устройства пока не выдают сигналов оповещения (или команд на маневр уклонения). В боевых условиях инфракрасные ловушки выстреливались летчиком из встроенного контейнера после собственной оценки угрожаемой обстановки.

Не получил широкого распространения в локальных войнах и способ нейтрализации - применение истребителями активных и пассивных помех для усиления защиты в бою. Аппаратура радиоэлектронного противодействия не прошла еще этап миниатюризации и размещалась во внешних подвесных контейнерах, которые увеличивали лобовое сопротивление и снижали возможность маневра. Размещенные в них радиолокационные ловушки при выстреливании особого эффекта не давали; о случаях увода на них выпущенной управляемой ракеты с радиолокационным наведением зарубежная печать не сообщала.

Примеры неудачного применения истребителями средств пассивной индивидуальной защиты позволили зарубежным экспертам сделать вывод о слабости обороны в современном бою. Они считают это следствием реализации "материализованной" теории перехвата, ставившей во главу угла первую результативную ракетную атаку, а к основному варианту уклонения от нее относился скоростной отрыв, исключавший повторение ходов в бою. Еще во время войны во Вьетнаме на практике были опровергнуты эти теоретические заблуждения, но проблема эффективной защиты остается актуальной и сегодня, когда цена одной боевой потери значительно возросла. Все отмеченные факторы, влияющие на результативность современного воздушного боя, наполняются в настоящее время новым содержанием.

Основные направления разработки средств радиоэлектронной борьбы и способы их применения на период до 2000 г. определены предшествующим опытом и достижениями в области микроэлектроники. Появление самолетов, выполненных по технологии "Стелc", перспективного бортового радиоэлектронного оборудования и усовершенствованных систем оружия обусловило разработку новых концепций защиты в ходе воздушного боя.

Как показал опыт воздушных боев, важнейшей предпосылкой сохранения выживаемости является предупреждение об опасности, а наиболее целесообразной реакцией на нее - маневр уклонения, сопровождающийся постановкой маскирующей или "уводящей" помехи. В настоящее время боевое авиационное командование ВВС США проводит оценку системы, сигнализирующей о приближении ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух", которая ранее была разработана для стратегической и армейской авиации. Получив оповещение об угрозе, система приводит в действие аппаратуру управления ложными целями (ловушками).

Разработчики комплексной системы защиты считают, что она должна использоваться целенаправленно и экономно. Так, при возможных сбоях в оповещении и переходе на ручной режим ограниченное количество средств радиоэлектронного противодействия одноразового применения может быть израсходовано преждевременно, после чего самолет остается без защиты. Именно поэтому большое значение придается созданию эффективной системы предупреждения об атаках противника. Она должна обладать приемлемой для боя чувствительностью и дальностью действия. Однако пассивное обнаружение цели, обеспечиваемое инфракрасными и ультрафиолетовыми датчиками, имеет ограниченный радиус действия, особенно в неблагоприятных метеоусловиях. Кроме того, модельные эксперименты показали высокую вероятность ложных тревог вследствие приема сигналов от источников теплового излучения, ошибочно принимаемых за факел двигателя ракеты противника.

В США ведутся работы по совершенствованию систем постановки помех инфракрасных датчиков на базе твердотельной технологии. Продолжаются также исследования по совершенствованию ложных тепловых целей и улучшение специальных металлизированных аэрозолей для уменьшения демаскирующих признаков.

БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Под этим термином подразумевается руководство истребителями (перехватчиками), выполняющими боевое задание. Управленческими функциями наделены наземный или воздушный командные пункты, а также командиры групп в воздухе. Они принимают сведения о воздушной обстановке, обрабатывают и анализируют их, а затем принимают решение на применение наличных сил. Опыт локальных войн показал, что результативность воздушных боев прямо зависела от "качества" принимаемых решений.

В ливанской войне 1982 г., где впервые в бой вступили реактивные истребители 3-го поколения и реальностью стала ракетная атака на встречном курсе, сирийские ВВС понесли тяжелые потери: за шесть дней было сбито около 60 самолетов (включая истребители-бомбардировщики МиГ-23БН и Су-22). Уже упоминалось о качественном превосходстве F-15 над МиГ-21 и МиГ-23МФ, однако основной причиной потерь участники событий считают информационную недостаточность.

Преобразование осведомительной информации в управляющую - основная функция боевого управления. Возросший темп современного боя обусловил тенденцию сокращения цикла управления. Однако ситуация с истребителями российского производства - участниками локальных войн - складывалась так, что ими руководили с помощью устаревших средств оповещения, контроля и наведения. В ливанской войне противник располагал комплексами воздушных командных пунктов ДРЛО "Хокай" Е-2С, а МиГ-23 и МиГ-25 взаимодействовали только с наземными КП, не охватывавшими радиолокационным полем район ведения боев (на "рабочих" высотах). В итоге информация была запоздалой, неполной или отсутствовала совсем. Не отслеживая противника, не имея данных в реальном времени о его состоянии, боевой расчет КП или командир группы переходили в "режим неопределенности". Принимаемые решения шли вразрез с обстановкой и приводили в итоге к боевым потерям. При неполной информации в современном бою заметно снижалась роль факторов "оружие", "самолет" и "летчик". Истребитель, оснащенный ракетами средней дальности, самостоятельный радиолокационный поиск не вел, а действовал в связке с воздушным КП, снабжавшим его сведениями о противнике с дальних рубежей и целеуказанием. В локальных войнах образовался на основе боевого опыта комплекс воздушного боя, составными и взаимодействующими элементами которого являлись воздушный КП, специализированный самолет радиоэлектронной борьбы и истребитель с управляемым оружием средней дальности. Совершенствование этих элементов должно происходить синхронно.

По материалам книги
АВИАЦИЯ ПВО РОССИИ
и научно-технический прогресс
Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра
Под редакцией академика Е.А. Федосова
Дрофа, Москва, 2004 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?